Клуб ценителей русского слова «Живой фразеологический словарь»

Автор: Павлова Татьяна Филаретовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ "Чиричкасинская ООШ"

Клуб ценителей русского слова
«Живой фразеологический словарь»

Нет слова, которое было бы так

замашисто, бойко, так вырывалось

бы из-под самого сердца, так бы

кипело и животрепетало, как метко

сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

 

      Целевая группа проекта: учащиеся 5 - 9 классов МБОУ "Чиричкасинская ООШ" ( Структурное подразделение в с. Игорвары)

Сроки реализации проекта

Продолжительность проекта: 3 года

Начало реализации проекта: январь 2016 г.

Аннотация проекта

Проект направлен на пропаганду изучения русского языка, на повышение престижа совершенного владения русской речью, на развитие творческих способностей учащихся

Обоснование   проекта

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах встала особенно остро, когда выпускники 9-х классов стали сдавать ОГЭ. Оказалось, многие учащиеся  с большим трудом находят фразеологические обороты, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи, а если употребляют, то не к месту, противореча контексту. Речь среднестатистического ученика беднеет из года в год,  практически исчезли  фразеологизмы из разговорной речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в речь  подростков и обогатить её.

Цель  проекта: возрождение в учащихся интереса к русскому  языку,  способствование сохранению языка и его развитию

Задачи проекта

                      Заинтересовать широкий круг детей деятельностью клуба ценителей русского слова

                     Развивать умение чувствовать красоту и выразительность  русского языка

                      Увлечь окружающих идеей участия в создании Живого фразеологического словаря

                      Создать условия для интересной, продуктивной работы по созданию Живого фразеологического словаря

            План реализации проекта

Проект "Живой фразеологический словарь" - это проект создания видеословаря, каждая словарная статья которого выполнена в формате видеоролика, подробно рассказывающего о происхождении и значении того или иного фразеологического оборота. Проект состоит из множества минипроектов, каждый из которых имеет своего автора.

Этапы проекта

Подготовительный:

1. Выбор слова или устойчивого словосочетания для создания словарной статьи.

2. Работа с научной литературой, словарями, проведение лексического исследования.

3. Написание сценария видеостатьи.

Основной:

1. Подготовка съемок: набор актеров, подготовка реквизита, репетиции.

2. Съемка игровых эпизодов

3. Запись закадрового текста.

Заключительный:

1.Создание живого фразеологического словаря, видеомонтаж

Продукт проекта

Продуктом проекта являются видеоролики длительностью до 5 минут, в формате mp4  и avi. Каждый видеоролик - это видеостатья о том или ином слове или устойчивом словосочетании русского языка. Все видеоролики имеют единое оформление: видео- и аудиозаставка, шрифт титров.

Ожидаемый результат

Краткосрочный результат:

·                    Каждым участником клуба смонтирован  видеоролик о том или ином фразеологизме

Долгосрочные результаты:

1.                  У детей сформируется устойчивый интерес к русскому языку

2.                  Повысится уровень речевого развития учащихся в результате активного использования устойчивых словосочетаний

3.                  Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Практическая значимость

 Созданный в рамках проекта продукт может использоваться на уроках русского языка, внеклассных занятиях, так же он может быть размещен на образовательных ресурсах Интернет, использоваться в рамках дистанционного обучения.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта

1.                  В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г.

2.                  Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995

3.                  Фёдоров  А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008.

4.                  Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.