Автор: Павлова Татьяна Филаретовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "Чиричкасинская ООШ"
Клуб ценителей русского слова
«Живой фразеологический словарь»
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н. В. Гоголь |
Целевая группа проекта: учащиеся 5 - 9 классов МБОУ "Чиричкасинская ООШ" ( Структурное подразделение в с. Игорвары)
Сроки реализации проекта
Продолжительность проекта: 3 года
Начало реализации проекта: январь 2016 г.
Аннотация проекта
Проект направлен на пропаганду изучения русского языка, на повышение престижа совершенного владения русской речью, на развитие творческих способностей учащихся
Обоснование проекта
Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах встала особенно остро, когда выпускники 9-х классов стали сдавать ОГЭ. Оказалось, многие учащиеся с большим трудом находят фразеологические обороты, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи, а если употребляют, то не к месту, противореча контексту. Речь среднестатистического ученика беднеет из года в год, практически исчезли фразеологизмы из разговорной речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в речь подростков и обогатить её.
Цель проекта: возрождение в учащихся интереса к русскому языку, способствование сохранению языка и его развитию
Задачи проекта
• Заинтересовать широкий круг детей деятельностью клуба ценителей русского слова
• Развивать умение чувствовать красоту и выразительность русского языка
• Увлечь окружающих идеей участия в создании Живого фразеологического словаря
• Создать условия для интересной, продуктивной работы по созданию Живого фразеологического словаря
План реализации проекта
Проект "Живой фразеологический словарь" - это проект создания видеословаря, каждая словарная статья которого выполнена в формате видеоролика, подробно рассказывающего о происхождении и значении того или иного фразеологического оборота. Проект состоит из множества минипроектов, каждый из которых имеет своего автора.
Этапы проекта
Подготовительный:
1. Выбор слова или устойчивого словосочетания для создания словарной статьи.
2. Работа с научной литературой, словарями, проведение лексического исследования.
3. Написание сценария видеостатьи.
Основной:
1. Подготовка съемок: набор актеров, подготовка реквизита, репетиции.
2. Съемка игровых эпизодов
3. Запись закадрового текста.
Заключительный:
1.Создание живого фразеологического словаря, видеомонтаж
Продукт проекта
Продуктом проекта являются видеоролики длительностью до 5 минут, в формате mp4 и avi. Каждый видеоролик - это видеостатья о том или ином слове или устойчивом словосочетании русского языка. Все видеоролики имеют единое оформление: видео- и аудиозаставка, шрифт титров.
Ожидаемый результат
Краткосрочный результат:
· Каждым участником клуба смонтирован видеоролик о том или ином фразеологизме
Долгосрочные результаты:
1. У детей сформируется устойчивый интерес к русскому языку
2. Повысится уровень речевого развития учащихся в результате активного использования устойчивых словосочетаний
3. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Практическая значимость
Созданный в рамках проекта продукт может использоваться на уроках русского языка, внеклассных занятиях, так же он может быть размещен на образовательных ресурсах Интернет, использоваться в рамках дистанционного обучения.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта
1. В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г.
2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995
3. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.